Далее, на краю леса, в том месте, где дорога входит в него, будет урочище Панкратиха. Здесь в начале XIX в. жил некий Панкрат.
Следующая дорога, южнее Мартвдшихинской, идущая на восток от Горицкой околицы, будет Горицкая дорога. По обеим сторонам ее находится Скопинское поле. Войдя в лес и пройдя несколько сот метров, Горицкая дорога спустится в низину и поднимется в горку. Эта горка называется Шишкина гора. Может быть здесь находилась д. Шишкино? Если пройти по Горицкой дороге от села около трех верст, то дорогу пересечет речка Церна.
Сразу же за Церной, влево будет дорога Вориха, названная так за то, что на ней в старину водились муромские разбойники. Южнее Горицкой дороги будет Скопинская дорога.
Сразу же за селом до 1917г. на ней была дача муромской лесопромышленницы купчихи Голубевой. Крестьяне ее прозвали Голубихой. Вся семья Голубевых отличалась страшной скупостью и нечестностью в делах, Дача Голубевой - единственная дача, которую в революцию сожгли, остальные были разобраны.
После пересечения дороги р. Василевкой на Скопино дорога идет влево, а вправо - к речке Церной. Налево от дороги будет урочище Подкрасное. Здесь в земле находится могильная плита, о которой говорят, что эта могила героя романа Загоскина "Юрий Милославский". Это место нечистое, ибо здесь водится нечистая сила. Если пройти по дороге от села 3,5 км, то будет Скопинская прорубь, давшая название дороге.
С южной стороны села крайняя юго-восточная дорога называется Малышевской дорогой. Если идти по Малышевской дороге из Дедова в Малышево и после пересечения дороги Черной пройти влево около 400 метров, то будет место, где при крепостном праве гнали смолу. Здесь сохранились землянки и вкопанные в землю котлы.
Если пройти по Малышевской дороге несколько сот метров, то с левой стороны встретится лесная дорожка, еще через 20 метров, направо, будет лесная дорога, которую через несколько сот метров пересечет другая лесная дорога. Направо она широка, налево еле приметна. Если свернуть по ней налево, то будет горка, называемая Лысая горка. Названа она так за то, что когда-то на ней был лесной пожар, и горка после этого долго не зарастала.
Следующая, западней Малишевской дорога, идущая от села на юг, называется Столбы. Названа она так за то, что проложена по электролинии, тянущейся из села в муромский пионерский лагерь. Дорога и линия проложены одновременно в начале 60-х годов XX в. Существует местное выражение "идти столбами" или "идти по столбам". Справа от дороги за селом находится Комариное болото, названное так за обилие комаров.
Следующая за Столбами дорога, крайняя юго-западная, называется Поздняковская дорога. Около Святской головы она выходит на Большую дорогу.
В этом же юго-западном углу села идет "Коробковская дорога лесом". Сразу же за селом, на месте развилки Поздняковской и "Коробковской дороги лесом" до 1917г. была дача муромских купцов-миллионеров Суздальцевых-Ушаковых. После 1917г. сюда были перевезены здания Кондраковского лесничества. А кухню лесничества перевезли на Скопинскую дорогу и сделали в ней школу. Пройдя по Коробковской дороге лесом несколько десятков метров, налево будет большая поляна. До 1917г. здесь были дачи Дворянкина и Боковых.
Следующая дорога на запад, идущая от Коробковской околицы (до 1917г. старой, ныне новой), называется "Коробковской дорогой полем". По обеим сторонам ее находится Коробковское поле. Пройдя по дороге несколько десятков метров, направо от дороги будет бугорок с березовой рощицей за ним и ямами. Это место называется Селищи. Ямы были вырыты при строительстве церкви, здесь брали глину на кирпичи. Между крутыми ямами находятся Крутые горы (Лошадиные горы, Калда), здесь в 1933г. был конный двор. В старину на Селищах дедовские крестьяне сушили лен.
Можно предположить, что именно здесь на Селищах существовала впоследствии исчезнувшая деревня Ильинская, а Ильинское поле принадлежало ильинским крестьянам. Но, возможно, что Ильинская находилась на Ильинском поле. На карте Муромского уезда XVII в., находящейся в муромском музее и составленной Богатовым И.П., Ильинская показана недалеко от Большого Свято, на восток, но неизвестно какими материалами он пользовался. В 1676г. о ней упоминается: "Деревня Ильинскаая, а в ней крестьянских девять домов". Ильинская принадлежала Матвею Осиповичу Кравкову. Последним владельцем Ильинской был князь Ильинский, купивший у цыган белую девочку, не цыганку Марьяну. Когда она выросла, то у них родился сын Василий, которого князь объявил приемным, якобы найденным им, а Марьяна поселилась в лесу. Когда Василий вырос, он стал ездить по лесам и случайно наткнулся на дом матери и, не зная кто она, полюбил ее. Мать знала его, но не говорила. Однажды он повстречал ее у отца и, возревновав, хотел убить его. Родители обо всем рассказали сыну, и он, не выдержав, утопился в речке, названной по селу Василевка. Марьяна утопилась в другой речке, вода в которой почернела, за что речка получила название Церна (Черна). Князь спрятал после этого свои богатства в подземелье на Черной и сам там умер.
Вдова, княгиня, назвала речку, на которой жила Марьяна в лесу Шмарное, а сама стала нещадно мучить крестьян. Многие из них бежали в лес. Те, что здоровые сбежали на дорогу, что идет влево от Горицкой дороги, после пересечения ее р. Черной, если идти из Дедова, и, образовав шайку разбойников, стали здесь грабить. Дорога по селу получила название Вориха. Жили разбойники в землянках, остатки которых сохранились до сего времени. Те, кого княгиня оскопила, поселились вправо от Горицкой дороги, после Черной, за что это лесное урочище получило название Скопино. Таким образом Ильинская перестала существовать, крестьяне разбежались. На север от Селищ находится небольшое поле, а за ним заглохший пруд, называемый Гладков пруд.
От пруда на восток идет овраг, называемый Гладковский овраг. За оврагом находится Гладковское поле. Гладковских ноля два, первое севернее оврага, второе вдоль Корниловской дороги. Отделяются они друг от друга Гладковским оврагом. Названия свои пруд, поля и овраг получили от дачи муромских купцов Гладковых, находившейся до 1917г. севернее пруда. Ныне на месте дома растут березы.
Напротив Селищ, слева от Коробковской дороги полем, будет урочище Лебедиха. Когда-то здесь жил Лебедев. Ныне здесь лесопосадка.
Далее дорогу пересечет речка Кутра она впадает в озеро Глубокое около с. Спас-Седчино. Пройдя далее несколько сот метров, дорога поднимается в гору, где ее пересечет Большая дорога или Воровская дорога, или Дорога-воровка, или Ворюха. Это старая столбовая дорога Муром - Нижний Новгород. По этой дороге в 1790г. везли в ссылку Радищева, по ней он возвращался обратно 7 мая (по с.с.) 1797г. 19 мая (по с.с.) 1798г.
Проезжал из Мурома в Нижний Павел I с великими князьями, Александром Павловичем (будущий Александр I) и Константином Павловичем, и свитой, в которую входили генерал-адьютант Нелидов, генерал-майор Нелединский-Месяцкий, вице-адмирал Кушелев, граф Кутайсов, генерал-квартермейстер Герман, граф Толстой, барон Ливен, князь Волконский, два графа Чарторииских, доктор Блаук, лейб-кучер Кобелев.
Декабристки ехали в Сибирь по этой дороге: в 1826г. в июле - М.П. Муравьева и княжна Шаховская; в августе - княгиня Трубецкая с секретарем отца Вошэ; в конце декабря - княгиня Волконская, А.Г. Муравьева; в 1827г. в мае - графиня Нарышкина, Ентальцева; в конце декабря - Гобль; в начале 1828г. - Давыдова, затем Фонвизина.
В конце мая 1829г. ехал из Мурома в Нижний Гумбольдт в сопровождении слуги Зейферта и двух профессоров: Эренберга и Розе.
Весной 1830г. декабристки баронесса Розен, Юшневская ехали дорогой, в июне 1831г. - декабристка Ле Дантю.
В январе 1832г. везли в ссылку Сунчурова. В конце 1833г. Пушкин возвращался по дороге с Урала.
12 октября (по с.с.) 1834г. из Нижнего в Муром проезжал Николай I со свитой, в которую входили граф Бенкендорф, генерал-адьютант Адлерберг, флигель-адьютант полковник Львов, полковник прусской службы Раух, статс-секретарь Иозен, лейб-медик Арендт.
14 августа (по с.с.) 1837г. из Нижнего в Муром проезжал цесаревич Александр Николаевич (будущий Александр II) со свитой, в которую входили молодые офицеры князья Барятинские, Одоевский, граф Адлерберг, Крузенштерн, почетные наставники - поэт Жуковский и Арсеньев.
В сентябре 1858г. из Мурома в Нижний проезжал композитор Римский-Корсаков.
И многие-многие другие знаменитые люди проезжали по этой дороге. Название свое Большая дорога получила за то, что в старину на ней водилось множество шаек муромских разбойников. Если идти по Коробковской дороге, то налево от перекрестка этой дороги с Большой дорогой Большая дорога спускается под гору. Эта гора называется Подмасловой горой.
Название свое она получила за то, что на ее вершине был маслобойный завод. В старину здесь водилась очень большая шайка муромских разбойников. По ночам разбойники ставили на дороге, на горе рогатины или выкапывали ямы, сверху их маскируя. Когда купцы с бочками с маслом ехали здесь, то попадали в эти обманы, подводы кривились, бочки падали, масло проливалось, а разбойники выбегали из леса и грабили. Когда-то здесь росли три сосны, о которых сложена песня "На Муромской дорожке стояли три сосны".
До середины XX в. на юго-восточном углу перекрестка "Коробковской дороги полем" и Большой дороги стояла каменная часовня-столбик, принадлежавшая д. Коробково.
Большая дорога, идя на Муром, далее пересекает "Коробковскую дорогу лесом", р. Кутру и идет к Святской голове, где на нее выходит Поздняковская дорога. Там, где Большая дорога пересекает "Коробковскую лесом", около моста через Кутру, в Иванову ночь собираются ведьмы и оборотни из окрестных сел и деревень на шабаш. Однажды, в 30-е годы ХХв. какой-то коробковский мужик подсмотрел их шабаш и, взяв кол, сильно ударил им черную свинью. На другой день соседка его, которую считали колдуньей, ходила хромая, согнутая и зло на него поглядывала.
Далее Большая дорога идет в с. Поздняково, пересекая р. Исток. При выходе из леса, на краю поля перед с. Поздняково будет Усольское болото или Усолье. Оно тянется до Горьковского шоссе. В старину здесь водилась шайка муромских разбойников. Название болота говорит о том, что здесь когда-то добывали соль, была солеварня. Название происходит от "у соли". Примерно до 1960г. здесь добывали соль.
В 1,5 верстах от Дедова на юг было в старину большое торговое село Русаки с мужским или женским монастырем. Название свое село получило за то, что монахи грешили с русалками. В русаковском монастыре находился чудотворный образ Спаса Нерукотворного, приобретенный, по-видимому, Матвеем Осиповичем Кравковым. На обратной стороне образа, на серебряной дощечке, сделана довольно странная и противоречивая надпись, рассказывающая о его истории: "В 7100(1591) года ноября 30 дня написана сея Спасева Нерукотворенного образа икона в граде Казани иконописцем Иоанном по спешанию от морового поветрия от избавления напасти рабом Божиим за многолетния здоровия великого государя Лексея Михайловича Всея Великия и Белыя России самодержавца и за всех православных христиан и рода моего Матфием Осиповым сыном Кравковым чудотворная Спасева икона принесена в царствующий град Москву 7188(1680)году в 10 день января при державе Феодора Алексеевича всея Великия и Белыя России самодержавца и по написанию сея чудотворная икона подписана Иваном Дементьяковым 7200(1691) гда месяца декабря в 4 день за здоровье государя, царя и великого князя Феодора Алексеевича всея Великия и Белыя России самодержавца для вечною поминовения государя Алексея Михайловича и всех православных христиан".
Однажды между 1691 и 1764г. Русаки с монастырем, окружающими лесами и полями провалились. В это время в церкви шло венчание, и когда земля стала проваливаться, то пустая тройка лошадей рванулась с места и, умчавшись, спаслась. Молодые венчались тайно, без согласия родителей. На месте Русаков образовалось озеро Большое Свято или Святое озеро, или Новое Свято. Первое и третье названия местные, а второе дано за то, что озеро образовалось после Старого Свято. Цел и невредим стоит монастырь с селом на дне озера, да только ни одной смертной душе, по земле ходящей, невозможно этого видеть. Только в день Страшного Суда поднимутся Русаки с монастырем и народом на небеса и встанут люди перед лицом Божиим. Иногда ночью и ранним утром слышат праведные люди со дна колокольный звон и церковное пение. В полночь при луне в озере виден церковный золотой крест.
В восьми верстах от Русаков находился Троице-Перемиловская мужская пустынь Монастырек, основанная в 1552г. Монахи этой пустыни и монахини Русаковского монастыря вырыли каждый по подземному ходу, из монастыря в окрестность пустыни. После провала Русаков ходы заполнились водой.
Называются эти два озера Окнища, находятся между Окой и впадающей в нее Старицей, под д. Ефаново. Длина каждого около 20 метров, расстояние друг от друга около 10 метров. Бывало, что пускали в них окольцованных щук, а затем ловили их в Большом Святе. Ходы были выкопаны для амурных похождений. Монастырек в 1764г. закрыли и превратили в погост. Ныне он называется Судострой, около д. Ефаново.
Рядом с Большим Святым, у того места, где Поздняковская дорога выходит на Большую дорогу, есть маленькое, круглое озерцо. Здесь стояла церковь, одновременно с провалом Русаков алтарь ее провалился. В этом озерце когда-то явилось изображение головы Иисуса Христа. В память этого события паломники назвали озерцо Святской головой, местное же название Крутомой. Вода в нем, как в Большом Святе, святая, чудотворная.
По берегам Святской головы растут три сросшиеся березы - символ Святой Троицы и 12 сосен - символ 12 апостолов. Крутомой имеет подземное сообщение с Большим Святым. Когда-то пустили в Крутомой окольцованную щуку, а поймали в Большом Свято. На Крутомое есть плавающий островок, ныне он пристал к западному берегу. Летом 1972г. над Крутомоем явился огненный столб.
После провала из монастыря стали всплывать иконы, в том числе чудотворный Нерукотворный Образ. Его прибило к берегу, и после этого он явился на дереве какому-то старику. Старик рассказал об этом, пришли крестьяне, сняли образ с дерева и перенесли в дедовскую церковь, где он находится и сейчас, в местном ряду иконостаса холодного храма, между Царскими и южными вратами. Серебряная чеканная риза, сделанная после 1863г., стоит на царские деньги 1500 рублей. Три раза крестьяне соседнего Спас-Седчина брали к себе этот образ, но он каждый раз возвращался в Дедово. В 30-х годах XX в., когда церковь была закрыта, образ хотели взять в музей, но дедовские крестьяне, вооруженные кто вилами, кто топором, а кто колом, напали на безбожных, и те, испугавшись, уехали ни с чем. Тогда решили снять хотя бы ризу на переплавку, но им запретили, т.к. риза является памятником русского искусства.
Когда-то над Большим Святым явилась икона, а другой раз поднялся из воды крест и снова погрузился под воду. Через много времени после провала какой-то мужик поехал удить рыбу на Большое Свято. Выехав на середину и закинув удочку, рыбак задел за что-то твердое. Не думая долго, он начал тащить свою добычу и вытащил длинный конец веревки, другой ее конец, однако, не показывался. И чем больше тот тянул, тем длиннее становилась веревка. Уже вся лодка была нагружена ею, а конца все не было. "Да какой черт засел там ?"-вскричал вышедший из себя крестьянин. В это время он сильно дернул за веревку и над волнами показался крест и церковный купол. Мужик в ужасе отпрянул назад и этим движением опрокинул лодку. Через несколько мгновений снова тихо рябила вода на поверхности, но ни мужика, ни лодки не было видно. Так и сгинул человек.
Летом 1972г. крестьянкам Муромского уезда Буяновой из с. Борисово и старушке из Слободы было видение, что расступилось посередине озеро и открылась дорога к острову Двенадцати апостолов. Русаки существовали по середине восточной части озера, т.е. между островами Красным и Долгим - с запада, островами Шмарным и Зимником - с севера, восточным берегом и южным берегом. В середине 60-х годов XX в. в этом месте ныряла экспедиция водолазов и обнаружила деревянный пол с перпендикулярно стоящими на нем дубовыми столбами, как колоннами, а к полу приделана длинная цепь.
Дно озера завалено потонувшим лесом, и там сплошная сеть провальных уступами ям. Вода в озере черная. Наибольшая глубина - 21 метр. Говорят, что Большое Свято напоминает лежащего человека: голова его - Святская голова, ноги - залив Рожок.
В Большое Свято впадает три речки: Василевка - впадает в залив Рожок западнее муромского пионерлагеря; Церна - впадает между муромской турбазой завода №6 (В настоящее время "Муроммашзавод") и турбазой железнодорожников (название дано за ее черный цвет воды); Шимарное - впадает в залив Шимарный , ближе к острову Зимнику. Вытекает из Большого Свята одна речка - Исток. Она вытекает из залива на южной стороне озера, западнее острова Долгого и впадает в озеро Лебединое, а затем вытекает из него и впадает в р. Кутру
Заливы:
1. Рожок - западнее муромского пионерлагеря; название свое получил за то, что имеет форму рожка;
2. Шимарной - в юго-восточном углу озера, против муромской турбазы; шим - по-марийски грязь (может быть так же на языке муромы?), ар - когда-то могло звучать как ур - водоем (озеро), по-муромски получается Шимур - грязное озеро ( в значении черное, а может быть илистое);
3. Зимник - западнее Шимарного, отделяется от него островом Зимником, название свое получил за то, что не замерзает зимой;
4. Анохина заводь - напротив пролива между Красным островом и северным берегом, на ее берегу была до 1917г. дача муромского купца Анохина. Остальные заливы названий не имеют. Острова:
1. Красный или остров любви - напротив Навашинского пионерлагеря. На этом острове зарыт клад.
2. Долгий - южнее Красного. Назван за вытянутую (долгую) форму.
3. Безымянный - восточнее Долгого.
4. Пионерский или Сучий или еще два неприличных названия, или Понтонный - восточнее Рожка. Все эти названия даны в 60-х годах ХХ в. Пионерский - потому, что с этого времени он стал принадлежать муромскому пионерлагерю, Понтонный - потому, что на него перекинули тогда же понтонный мост. Сучий и неприличные названия - из-за презрения крестьян к пионерам.
5. Шимарной или Надежда - в заливе Шимарном.
6. Зимник или Вера - западнее Шимарного, отделяет заливы Зимник и Шимарной друг от друга.
7. Зеленый или Любовь - севернее острова Зимника.
8. Остров 12-ти апостолов или остров 13-ти сосен, или Чертов, или Гагарин. На нем испокон веку растут одни и те же сосны, одним кажется, что их 12, и они называют остров островом 12-ти апостолов. Другим кажется, что сосен 13, и те называют остров 13-ти сосен или Чертов. Среди местных жителей и паломников идут жаркие споры о количестве сосен. Находится он у Поздняковской дороги, в западной половине озера, сзади навашинской турбазы.
9. Северо-западное острова находится остров без названия. На нем росла одна осина - символ Иуды, ее срубили.
10. Травяной - у Поздняковской дороги, между Чертовым островом и западным берегом озера. Назван так за то, что деревья на нем не растут, а только трава. В начале XX в. на этом острове будущий академик Губкин, приходя сюда из с. Позднякова, и сыновья дедовского священника, протоиерея Александра Андреевича Аменицкого (собственно Иванов, 1848-1917, в Дедове служил в 1871-1916) Николай и Дмитрий читали революционную литературу, а, заслышав звон в Дедове, возвещающий о конце обедни, шли в Дедово обедать. Остров называли островом Трех Святителей.
На месте Навашинского пионерлагеря до 1917г. была дача Лучкиных.
Остальные два острова без названия.
По преданию однажды три девушки, Вера, Надежда, Любовь со своими кавалерами провели ночь на островах, Вера - на Зимнике, Надежда - на Шимарном, Любовь - на Зеленом. Утром каждая из девушек вырезала на дереве свое имя. С тех пор эти острова стали называться Вера, Надежда, Любовь.
На месте лагеря муромского института была дача Пономаревых.
Мели:
1. Попова мель - на краю залива у Навашинского пионерлагеря, напротив Красного острова. До 1917г. здесь была купальня дедовского духовенства.
2. Большая мель - примерно посередине между островом Шимарным и устьем Черной.
Остальные - без названия. Через все Большое Свято идет брод.
Пляжи:
Международный или Дикий - северо-восточнее Красного острова, на южном берегу озера. Название свое получил за наибольший успех у отдыхающих. До 1917г. на него, на "Иордань", Первый Спас ходил крестный ход из дедовской церкви. Делали мостки и ставили на них иконы. Остальные пляжи без названия.
На восточном берегу озера, рядом, севернее р. Черной, находится Железка - турбаза железнодорожников. Название это неофициальное, данное дедовскими крестьянами. Железка построена в начале 60-х годов XX в., тогда же рядом с ней, с северной стороны, между озером и Малышевской дорогой, учредили футбольное поле. В шутку его назвали Марсовым.
На южном берегу Большого Свята до 1917г. была дача Кудрявцева. Ныне на ее месте находится лагерь муромского ПТУ.
В пяти верстах от Дедова есть д. Малышево. Если идти из Дедова в Малышево по Малышевской дороге и, не доходя до Малышева 2 верст, свернуть налево но тропинке и пройти по ней несколько десятков метров, то будет озеро Малое Свято или Старое Свято. Вода его святая, чудотворная. В него впадает ручей. Оно соединяется ручьем, называемым Протока, с речкой Тешей.
В пяти верстах от Дедова, на Юрьковском шоссе, находится д. Корниловка (Новая деревня, Новленская тож). Не ранее 1881-1882 в крапиве, в малине в ней явилась чудотворная икона Св. Параскевы-Пятницы. Ее перенесли в дедовскую церковь, но она снова явилась на прежнем месте. Множество народа стекалось сюда из окрестных сел и деревень для поклонения чудотворной. Служились молебствия, совершались чудеса, было много исцелений.
Неизвестно, сколько времени икона здесь находилась, но вдруг бесследно пропала. Долгое время она разыскивалась, однако безрезультатно. Спустя некоторое время, икона снова появилась на прежнем месте и из-под нее забил родник воды.
По другому преданию этот родник существовал ранее и образовался от удара копытом коня Св. Ильи Муромца, когда он ехал в Киев из Карачарова, между 1166 и 1181г.
После оказалось, что икона была украдена крестьянином соседнего села, у которого вследствие такого святотатственного поступка отсохли руки. На месте обретения иконы крестьяне воздвигли деревянную часовню, в которой поставили копию чудотворной, а подлинник перенесли в церковь с. Спас-Седчина, коего прихода Корниловка. Село это находится от Дедова в 4-х верстах.
В 30-х годах церковь в Спас-Седчине закрыли. Не перенеся этого, церковный староста Барабанов собрал ценные книги и иконы и где-то спрятал, а сам бросился с колокольни и убился до смерти.
Чудотворная икона после закрытия церкви была перенесена в дедовскую церковь. Она находится в теплом храме за кануном, в углу, на аналое. Родниковая вода в Корниловке святая, чудотворная, она употребляется только для питья. Издавна на краю деревни, где явилась чудотворная, селились вековуши - старые девы, потерявшие надежду выйти замуж. Одна из этих дев вздумала выстирать белье в святой воде, и родник мгновенно исчез. Крестьяне стали молиться, устраивать крестные ходы вокруг этого места, и родник снова забил, правда много дальше этого места.
После революции часовню закрыли и сожгли. Накануне закрытия часовни корниловской крестьянке Евдокии Шуваловой явилась во сне Св. мученица Параскева-Пятница и повелела ей взять из часовни копию чудотворной к себе в дом. Та послушалась и взяла.
После отечественной войны председатель колхоза воздвиг на прежнем месте каменную часовню-столбик. Раз в год, в четверг, часов в 5 вечера копию чудотворной выносят из избы, проносят по деревне и ставят в часовне, где перед ней читают акафист Св. муч. Параскеве-Пятнице. На это торжество в Корниловку собирается масса паломников, которые приходят очень издалека. После акафиста паломники идут в Дедово, где ночуют, а утром идут в церковь. После обедни паломники идут на Святскую голову, а потом купаются в Большом Святе. В Корниловке перед иконой остаются несколько человек, которые читают всю ночь, а утром уносят икону обратно в избу. 11 июня 1969г., в четверг, накануне 9-й пятницы, две крестьянки из с. Благовещенска (Блащенск тож) Муромского уезда шли из Корниловки в Дедово. Отстав от остальных паломников, они тихонько брели по дороге. В пути застала их ночь. Вдруг они увидели огонек, и, приблизившись к нему, обнаружили шатер. Войдя в шатер, паломницы увидели двух старичков в старинных крестьянских одеждах, в лапоточках. Богомолки попросились переночевать. Старички пустили их, накормили, потом долго молились и, наконец, уложили на старинных кованых сундуках. Одна баба и спрашивает, что мол старички у вас в сундуках. А старцы и отвечают, открой, дескать, и посмотри. Бабы открыли сундуки, глядь, а они полны крестами, в одном - нательные, в другом - наперсные. Крестьянки и спрашивают, что мол такое? А старцы отвечают: "Это миряне и духовные побросали свои кресты, а мы подбираем". Крестьянки попросили их научить молиться и старцы сказали им, что де читайте "Отче наш" и "Богородице".
После этого паломницы сейчас же уснули глубоким сном. Наутро, пробудившись ото сна, бабы смотрят - ни шатра, ни старцев, а лежат они на сырой земле в чистом поле у дороги. Тут они смекнули, что дело чудно, что не простые старцы были. И вспомнили бабы, что один из старцев очень был похож на Николу, каким его рисуют на иконах, а другого не признали. Помолились бабы и пошли в Дедово к заутрени.
В 1995г. икона в Корниловке мироточила.
Из древних предметов в дедовской церкви сохранились:
1. Евангелие в серебряном окладе, 1654г. В 30-х годах XX в. во время закрытия церкви его взяли в муромский музей.
2. Колокол, 1691г.
3. Напрестольный крест с надписью: "Часть от животворящего креста от гроба Божия земли, от горы Голгофы песок, от дуба маврикийского лист, от горы Синай древо, пот с главы муч. Екатерины и частицы святых мощей нескольких угодников".
4. Сребропозлащенный небольшой крест с сорока частицами мощей разных святых.
5. В местном ряду иконостаса холодного храма, за левым клиросом икона "Спас недреманное око". Иконы этого сюжета писались только в XVI и XVII в.
6. На восточной стене холодного храма, справа от прохода в холодный храм висит икона "Господь Вседержитель" (Спас в Силах).
7. Рядом справа икона Флора и Лавра. Можно предположить, что это храмовая икона из церкви Флора и Лавра.
8. Слева от прохода, на стене, вторая от прохода, висит икона Илии Пророка.
9. На северной стене холодного храма, между первым и вторым проходами из холодного храма в придел, висит икона "Скоропослушница".
В 1959г. дедовская церковь (придел, теплый храм и низ холодного храма) была расписана муромским художником Алексеем Николаевичем Молчановым. С низа потолка холодного храма был снят виноград, под ним оказался более ранний узор. Возможно, это остатки первоначального иконостаса. В холодном храме у солеи стоит распятие с надписью: "Сей крест написан на св. горе Афон, в обители Св. Троицы при настоятеле Нафаиле с братией. 1910г."
Церковная сторожка пристроена в конце XIX в. или начале XX в.
В Дедово когда-то вместо "ц" произносили "ч".
Однажды, в 1940-50-е годы пришли в дедовскую церковь три "товарища", чтобы взять из алтаря потир. Войдя в храм, они вдруг ослепли. Так и ушли без потира.
Однажды паломники увидели, что на поверхности воды Большого Свята загорелись свечи и лампады.
В 1719г. Дедово принадлежало полковнику Ивану Михайловичу Хоненеву (ЦГАД, ф.350, о.2, д.1881, с.369; РК VI Черниговской, Владимирской; ОГДР VI. Происходит от Третьяка. Сын его Рахман (1 570), сын боярский).
До 1779г. входило в Дубровский стан Муромского уезда.
Во второй половине 1980-х годов севернее школы в Дедове выстроили три деревянных коттеджа, соединенных галереей. За треугольную форму их прозвали "треугольниками".
Летом 1991г. молодая девушка из группы экстрасенсов, прибывших на Большое Свято, увидела в видении суету провала села, умчавшуюся тройку. Ранее она ничего об этом не знала. В видении она видела церковь, стоящую на холме, от которой уехала тройка. Перед этим за несколько мгновений она видела мужчину и женщину с нимбом, вышедших из воды. После этого в муромском музее она увидела покров мощей Петра и Февронии и узнала их.
В 1992г. на Церковном поле, на месте сгоревшей избы дачник построил деревянную дачу, прозванную за форму крыши, напоминающую шляпу, шляпой ( на восточной стороне - третья от Комариного болота).
Улица дачников в 1980-х годах была вновь заселена дачниками.
Крайняя изба на восточной стороне Церковного поля от Комариного болота, перестроенная в начале 1990-х годов, за форму крыши получила прозвание самолет.
Дача на задах, между колхозным двором и Церковным полем, тогда же построенная, за помпезность прозвана правлением.
В 1997г. на северо-западной точке Крутомоя (Святская Голова) поставлена деревянная часовня. Освящена на престольный праздник. Вдоль всего западного берега поставлена ограда. Часовня внутри ограды. Перед Пасхой 1998г. священник о. Виктор не захотел служить на Пасху в приделе. И на самую Пасху замироточили написанные на сводах Архангелы и Херувимы. Миро собирали ватой. Записано в Дедове у крестьян в 1972г.
Добрятино (Багоновка тож)
Деревня Добрятино Меленковского уезда Владимирской губернии была основана помещиком Добрятой. Она впервые упоминается в ... Добрятино входит в приход с. Бутылицы. Около деревни есть железнодорожная станция Добрятино. Она основана в 1908 г. Первые дома стояли: 1-й - на месте старой дороги, 2-й - восточнее, 3-й - западнее, 4-й - на месте магазина и два барака - у вокзала. Поселок делится чугункой на две части: северную - Максимовский поселок и южную - Алферовский поселок. Когда-то на месте Алферовского поселка было озеро, потом оно высохло и на его месте поселился крестьянин соседней деревни Максимове, Круглов, выкопавший около избы колодезь. Этот колодезь так и называется "Круглов колодезь". За Кругловым стали селиться другие. После 1917 г. в Добрятино переехали несколько крестьянских семей.
Престол в селении, в котором они жили раньше, было Воздвижение. В Добрятине эти крестьяне продолжали праздновать свой престол. Постепенно эта традиция была воспринята всем поселком.
Деревня Добрятино имеет и другое название - Багоновка, данное по находящемуся около нее Багоновскому болоту (багон - брусника).
Первая улица, на которой находится магазин, называют неофициально "Станционная", 2-я - Ленина, неофициально называется "Максимовская", т.к. на ней живут переселенцы из д. Максимове, отстоящей от Добрятина около 5 верст.
На кладбище построена деревянная часовня-столбик. В 1997 г. она сгорела и была построена вновь. В 1998 г. в здании бывшей амбулатории открыта часовня деревянная. Записано в Муроме от внука Круглова, крестьянина пос. Добрятино Игоря, 18 лет, токаря 6 цеха завода РИП, в мае 1976 г.
Дудин монастырь
На реке Оке в Нижегородской области Богородском районе, между с. Дуденево и Горбатовым поселились отшельники, среди которых был молодой пастушок. В 1552г. Иван Горозный пошел в поход на Казань. 13 июля (по с.с.) рано утром он был разбужен игрой на дуде. Разгневанный царь убил постушника, а на обратном пути, посетив обитель отшельников, повелел основать здесь во искупление греха своего монастырь, который назвали в память дуды - Дудин монастырь. Он упоминается впервые в 1408 г. (?) Николаевский Амвросиев Дудин мужской монастырь. Закрыт он в 1764г. Храм обращен в приходский. После революции - руины.
Дурасово (Окулово, Мешалово, Мешалкино тож)
Д. Дурасово (Окулово, Мешалово, Мешалкино тож) Меленковского уезда Владимирской губернии прихода Куземского (Ионанн Предтеча тож) погоста при основании хотели расположить по направлению к соседней д. Скрипицино, но затем построили так, как она стоит. В одной версте от нее на берегу р. Ушны находится св. ключ, к коему молятся о ниспослании дождя. До революции здесь стояла каменная часовня-столбик. Деревня упоминается в 1811г., как "вновь населенная на пустоши Окулово". Правда, в 1762 г. упоминается д. Дурасово, но та ли это деревня или другая - неизвестно. Записано в Муроме от послушника Благовещенского монастыря Сергия, уроженца Скрипина, около 25 лет, 12 марта 1995 г.
Е
Егорий (Липовицкий погост тож)
В старину в деревнях Малое Иголкино и Пурока были церкви Георгия Победоносца. В Малом Иголкине близ нее однажды на липе явилась чудотворная икона Георгия Победоносца и на месте обретения был основан погост, названный Липовицким в память этого или Егорий. Икона эта утрачена еще в старину. Погост упоминается в 1628-30 гг. В 1676 г. в Пуроке еще существовала церковь, но службы в ней не было и прихода тоже. Находятся в Муромском уезде Владимирской губернии (ныне Павловский район Нижегородской обл.). Погост находится в двух верстах на северо-запад от Пуроки. Обе эти деревни входят в его приход.
Елатьма
В старину на месте села Елатьмы рос еловый темный непроходимый лес. Впоследствии на месте леса построили город, назвав его Елатьма - "елей тьма". В старину было в другое назв