Часть III.
Топонимика селений
А
Адино
Деревня Адино Маленковского уезда Владимирской губернии до потопа находилась на другом месте, южнее нынешнего, на берегу речки, между современным Адиным и д. Славцево. До середины 20 в. на этом месте стоял столб (часовня-столбик ?). После потопа спасся лишь "один" крестьянин, который переселился на современное место. Затем рядом с ним стали селиться другие крестьяне, и, таким образом, основалась деревня, названная в честь первого, Адино, Одино. Затем на ней воздвигли церковь св. Георгия Победоносца. Она находилась близ деревни, ныне здесь заметны следы кладбища. Деревня упоминается в 1676/7 гг. В это время церкви в Адино уже не было. В двух верстах от первоначального места деревни, на восток, находится "Святой колодезь. Живой колодезь", образовавшийся от удара копытом коня св. Георгия Победоносна. Вода в нем святая, чудотворная. Адино входит в приход Иговского (Фроловского) погоста. Записано от адинского крестьянина Ивана Васильева Костина, режиссера театральных кружков при клубе строителей и радиозавода в Муроме, около 35 лет, 4 февраля 1983 г.
Алатырь
В 1552г. Иван Грозный пошел в поход на Казань. 20 июля он вышел из Мурома и в начале августа остановился на месте впадения р. Алатырь в р. Суру. В этом же году на месте стана он основал Алатырь.
Александровка
После окончании Крымской компании в 1856 г. под Муром из Крыма пришел цыганский табор. Простояв какое-то время на определенном месте, цыгане решили здесь осесть навсегда и основали деревню, названную в честь Императора Александра II - Александровка прихода Успенской церкви в Муроме. Среди цыган был Семен Богатый, от коего произошел род Богатовых. В 1763 г. принадлежала Муромскому Спасскому монастырю. Записано в Муроме от потомка Богатова, краеведа В.И. Богатова, около 75 лет, 24 мая 1998 г.
Алешунино
Деревня Алешунино первоначально находилась на холме, по которому ныне проходит дорога из современного Алешунина в с. Боровицы, но т.к. весной в разлив её часто затопляло, то её перенесли на современное место. Упоминается она в 1678 г. Находится в Муромском районе Владимирской области. Записанов д. Алешунино, от крестьянина лет за 60 лет, 1 июля 1984 г.
Ардатов, села Кужендеево , Тоторшево и Ризадевой
В 1552г. Иван Грозный пошел в поход на Казань. 23 июля к нему пришли 4 мордвина или татарина - Ардатка, Кужендей, Ризандей, Тоторша- жившие в этих местах на реке Лемеш, служившие Казани, но решившие перейти на сторону русских. Ардатка был послан за подкреплением в Рязань и вернулся в самый критический момент. Затем они провели русское войско по лесам и возвратились обратно. За это Иван Грозный пожаловал их землями. Ардатка и Кужендей стали торговать, основав на том месте, куда возвратился к русскому войску из Рязани Ардатка, город Ардатов и с. Кужендей в трех верстах от Ардатова. Ризандей никого на своей земле селить не стал, ею, называемой Ризадеевой дачей, владеют кужендеевские крестьяне. Именем Тоторши названо было с. Тоторшево, находящееся рядом с Ардатовым. Находится этот Ардатов в Нижегородской губернии. Мордвины Рузан и Балик, родственники Автодей, Куждей, основали селения около Сарова: Рузановка, Баликово, Автодеево, Куждеево.
Арзамас и река Теша
В 1245г. в д. Второрусской, что в 26 верстах от Арзамаса жил мордовский князь Теш, в честь которого реку, на которой стоит Арзамас, назвали Теша. У него было 4 сына. Старший - Шемайко - поселился на р. Шамке, впадающей в Тешу под Арзамасом. Акшейко поселился на ручье Сороке, протекавшем прежде в Арзамасе. Михалко поселился на протоке Михайловом, что в 1 версте от Арзамаса. Кусилко поселился на горе Киселевой. Впоследствии селения слились в единый город, названный Мордовское городище. Впервые он упоминается в 1366г. В середине XVI в. жили здесь 2 мордовских князя Арза (Арзай, Арзь) и Маза (Масай, Мисяй). Арза жил на горе, Маза - под горой. В 1552г. Иван Грозный пошел в поход на Казань. 24 июля он подошел к Мордовскому городищу и навстречу ему вышли Арза и Маза и попросили крестить их. В награду за это грозный царь заложил в этот же день вокруг города крепостные стены и повелел переименовать его в Арзамас. Ниже собора, под горой, когда-то стояла церковь. Однажды она провалилась, и на ее месте образовалось озеро. За любовь арзамасцев к луку и разведение ими гусей их прозвали лукоедами и гусятниками. В д. Второрусской живет обрусевшая мордва.
Б
Барское сельцо (Сельцо тож)
В старину д. Барское сельцо принадлежало помещику, жившему в с. Молотицах (Малдицы тож) Муромского уезда Владимирской губернии, находящихся от Барского Сельца на расстоянии около 10 верст, так что крестьянам приходилось ежедневно ходить на барщину в Молотицы. В благодарность за это барин прозвал "Барское село. Входит в Ново-Котлиций приход. Упоминается в 1676 г. Крестьян Барского сельца называют "куркули",т.к. это очень богатая деревня. Записано в д. Межищи Муромского района в больнице от крестьянки Барского сельца (Сельца) старушки Катерины зимой 1970/1 г.
Бердишеко
Названия д. Бердишево Муромского уезда Владимирской губернии Старо-Котлицкого прихода происходит от фамилии помещиков Бердишевых. Она впервые упоминается в 1630 г., но помещики в это время уже были другие. Записано на дороге около Бердишева, от крестьянки деревни Столбищи, того же прихода, церковной старосты в погосте Старые Котлицы, Анастасии Ивановны Мельниковой, на восьмом десятке, летом 1965 г.
Бетюково(Батюшково тож)
Деревня Бетюково Муромского уезда Владимирской губернии с приходом в с. Борисове получила название от народа "бетюки", жившего в ней в старину. Упоминается в 1676-1677г.
Записано в Муроме от бетюковского крестьянина Георгия, мастерового ПАТП 50 лет, декабря 1997г.
Благовещенское (Блащенск, Облащенск тож)
Село Благовещенское Муромского уезда Владимирской губернии получило название от "Блаженского" монастыря, существовавшего в незапамятные времена здесь. Деревня Благовещенское упоминается в 1506 г. Записано в Муроме от Улитиных Вячеслава и Валентины, благовещенской крестьянки, около 35 лет, 6 июля 1987 г.
Большое Туманово и д. Малое Туманово
В 1552г. Иван Грозный пошел к поход на Казань. 23 июля во время сильного тумана войско его проходило какой-то деревенькой, которую Государь в память тумана назвал Туманово. Это село Большое Туманово. Рядом находится Малое Туманово. Неизвестно, существовало ли Малое Туманово во время похода Ивана Грозного. Около села была битва с татарами и павших воинов похоронили в центре села. В недавнее время при строительстве больницы на части этого кладбища разрыли несколько могил, в коих оказались на покойных шлемы. Находятся эти деревни западнее Арзамаса, в 25-ти верстах, на левой стороне р. Теша. В одной версте восточнее Малого Туманова протекает р. Иржа, на которой на поле был в ночь с 23 на 24-е июля четвертый стан русского войска. Записано в ПАТП от мастерового Сергея Володина, сына тумановской крестьянки, 22 лет, 15 мая 1995г.
Большое Угрюмово и Малое Угрюмово
Деревни Большое Угрюмово и Малое Угрюмово были основаны двумя братьями; старшин основал Большое Угрюмово, младший - Малое. Угрюмово (Угримово) упоминается в 1676 г. В этом же году упоминается и другое Угрюмово. Большое Угрюмово - приход села Драчева. Ныне Селивановского района, ранее Меленковского уезда. Малое Угрюмово - Куземского прихода (Иоанна Предтеча тож) Меленковского уезда. Записано в Муроме назаводе РИП от токаря 6 цеха, крестьянина с. Бутылицы Меленковского уезда Владимирской губернии, около 16 лет, 5 июня 1975 г.
Борис-Глеб
В старину пришел на то место, где теперь стоит с. Борис-Глеб, крестьянин Борис и поселился здесь, и вскоре рядом с ним поселился крестьянин Глеб. Впоследствии здесь стали селиться другие крестьяне, а село назвали в честь первых поселенцев - Бориса и Глеба. Находится в Муромском районе Владимирской области. Записано в г. Муроме на растворном участке завода ЖБИ от электрика, крестьянина д. Кривиц, Михаила Власова, в1970-е- первая половина 1971 г.
Борисово
В старину на месте, где впоследствии возникло с. Борисово, была битва. Воеводой одного из войск был Борисов, фамилия коего дала название селу. Находится в Муромском уезде Владимирской губернии. Упоминается в 1495 г., когда было вотчиной И.О. Борисова. Основано оно было на месте прежнего поселения. На месте, где живут (1896 г.) крестьяне Докуновы, около 200 метров от церкви и кладбища при ней, было в этом первом поселении кладбище. Записано в Муроме на базаре от крестьянки д. Батюшкове (Бетютково), что в приходе с. Борисово, лет 70, 14 сентября 1992 г.
Булатниково
В старину жил некий Булат. Возможно, что он был разбойником. Булат часто воевал. Один из боев его был на том месте, где впоследствии в с. Булатникове поставили церковь. По имени Булата село назвали Булатниково. После революции церковь была разрушена. Теперь на ее западной части находится памятник воинам. До сих пор на этом месте находят кости убитых воинов. Скорее, название
села происходит от слова "булат". Крестьяне в селе в старину были оружейниками. Из Булатникова был Никита Давыдов, оружейник Оружейной палаты в Москве. По другому преданию, название происходит от грабивших в его окрестностях муромских разбойников, отчего фраза "Булат, ткни кого" послужила основой названия села. В конце XVII-нач. XVIII в. было не более десяти дворов на селе. Булатниковские крестьяне - воры и конокрады, за что возникла поговорка: "Воры, булаты и лошеводы". Булатниково упомянуто впервые в 1629/30 г. Записано в д. Фёдоркове Муромского уезда Владимирской губернии от Наталии Гришиной, 60 лет, 5 июня 1976 г.
Бутылицы и Максимово
В 1552г. Иван Грозный пошел в поход на Казань. 13 июля подошел к реке Ушне. В войске его был воевода Бутылин (Бутылица), разбивший здесь войско татар. Здесь поставили крест и написали: "Здесь был воевода Бутылица". По возвращении в Москву Грозный переселил на берег Ушны, где он проходил и в 6-ти верстах юго-западнее этого места, новгородцев (легенда о новгородцах не подтверждается), основав с. Бутылицы на берегу Ушны и д. Максимове. Бутылицкие крестьяне занимались изготовлением бутылок и поставляли их ко Двору. В селе был склад бутылок. В честь Бутылина (Бутылицы), а также по промыслу крестьян государь назвал село Бутылицы. После этого в Бутылицах явился чудотворный образ Николая Угодника (оплечный), по другому преданию он явился в Максимове, но бутылицкие крестьяне перенесли его к себе, объявив, что он явился у них. Эту версию выдвигают максимовские крестьяне. На месте обретения образа в Бутылицах Иван Грозный основал Никольский Муромский мужской монастырь, что в Бутылицах или Николо-Бутылицкую мужскую пустынь. Он впервые упоминается в 1566г. После подавления бунта Стеньки Разина в 1671г. на покаяние сюда была сослана группа бунтовщиков, образовавших слободку на противоположном берегу Ушны. Они оказали плохое влияние на местных крестьян. Народ здесь плохой. Слобода сгорела в 1889г., и жители переселились в село. До революции кладбище было у церкви. Крест на колокольне и купол были зеркальные. После революции церковь закрыли, а чудотворный образ пропал. Был он большой. Бутылицы и Максимове находятся в Меленковском районе Владимирской области. Церковь вновь открыта в Страстную субботу 1(14) апреля 1990г. Записано в Муроме от художника
Михаила Константиновича Левина, максимовского крестьянина, 62 лет, 4 апреля 1980г.
В
Венец
В 1552г. Иван Грозный пошел в поход на Казань. 20 июля он вышел из Мурома и 22-го, проходя через встретившуюся на пути деревню, отдал в ней кого-то "под венец". В память этого события деревню назвали Венец. Она находится в Ардатовском уезде Нижегородской губернии. Записано в Муроме на льно-прядильной фабрике Суздальцевых (теперь Войкова 2) от мастерового, крестьянина д. Венец Ардатовского уезда Нижегородской губернии, Виктора Поздова, 23 лет 16 июня 1978г.
Вокнище (Вокнищи) и д Корпиловка (Волчихина деревня. Новая деревня, Новленская деревня)
В старину в урочище Вокнище (Вокнищи) существовала д. Вокнище (Вокнищи). Упоминается в 1676г-1677 г., как Вокнище. Урочище это находится на левом берегу р. Муромки, около старицы Оки, южнее Ефанова, справа от большой дороги, идущей из Ефанова в Спас-Седчино. Окна в избах смотрели на Оку (нынешнюю старицу), протекающую западнее нее. Из-за плохой для земледелия земли в первой половине XIX в. помещица Волкова перенесла деревню на три версты юго-восточнее, в лес, который крестьяне выкорчевали, и назвала ее Корниловка (Новленская, Новая, Волчихина деревня). Последнее название происходит от фамилии помещицы. За жестокость ее крестьяне прозвали Волчихой. Помещичья усадьба была напротив Надкладезной часовни, на противоположной стороне Муромки. Около 1835г. Корниловка уже существовала и принадлежала вдове Волковой ("Муромский рабочий", статья В.И. Богатова). После отмены крепостного права, в том же 1861г. крестьяне сожгли усадьбу, после чего Волкова продала Корниловку Копьевой. Крестьяне прозвали ее Копьихой. Западнее деревни, в роще, была дача муромского купца Никитина, Корниловских крестьян прозывают творожниками, т.к. они занимаются изготовлением творога на продажу. Корниловка и Вокнище - прихода Спас-Седчино. В 1928г. из Корниловки выселились три семьи, образовав коммуну "Коллектив", "Вперед" (Выселки). Она находится южнее Трудовика, за ручьем, в поле. В 1940г. из Корниловки выселилось несколько семей, образовав коммуну "Трудовик" (Выселки). Сюда же был перенесен "Коллектив". Находятся деревни в Навашинском районе Нижегородской области. Записано в д. Корниловке от двух крестьянок, около 70 лет, 16 сентября 1972г.
Волосово
В 1552г. Иван Грозный пошел в поход на Казань. Путь его лежал через Муром. С этим походом чем-то связано название д. Волосово, что под Муромом в Нижегородской области. Кто-то здесь был на "волоске". Впервые упоминается в 1636г. По другому преданию первым здесь поселился Волос с семей. Еще по одному преданию в древности здесь было капище Волоса. Первоначально Волосово находилось на бугре Малый бор, что за р. Велетьмой, севернее д. Малое Окулово, а затем из-за того, что весенние воды в разлив заливали деревню, было перенесено на 0,5 версты северо-восточнее, на современное место. Название Малый бор дано за то, что на бугре вплоть до 40-х годов XX в. рос бор. Записано в Муроме на льно-прядильной фабрике Суздальцевых (теперь Войкова) от мастерового, крестьянина д. Коробково Навашинского района Нижегородской области, Владимира Шаронова, 38 лет, 8 июля 1978г. Записано также от крестьян в Волосове 11 июля 1981г.
Воротынец
В 1552г. Иван Грозный пошел в поход на Казань. В деревне Малый Сундырь (Чувашия) русское войско натолкнулось на татарский пост на горе, который два дня не могло взять. Тогда русские поворотили назад. Дойдя до р. Чугунки, они были нагнаны послами от чувашей и марийцев с известием, что они помогут. Русское войско поворотило обратно и с помощью чувашей и марийцев взяло укрепление. С тех пор место, с коего воротилось русское войско, назвали Воротынец. Впоследствии здесь основали село Воротынец. Ныне это райцентр Нижегородской области.
Вощиха
Деревня Вощиха Селивановского уезда Владимирской губернии получила своё название от речки Вощ, на берегу которой она стоит. В XVI в. она принадлежала князю Андрею Курбскому. Записано Георгием Анатольевичем Бодугиным в Вощихе от старика-крестьянина.
Г
Гладьшево
Первоначально деревня Гладышево Судогодского уезда Владимирской губернии, находящаяся в 8 верстах западнее с. Мошок, была намного меньше, а затем в нее были переселены помещиком из других деревень крестьяне, дабы удобнее было отправлять их на барщину. Гладышево упоминается в 1627-9г. Возможно, что деревни: Шелепина, Шевнина, Тарабукина, Наумовская, бывшие во владении Прохоровой пустоши, которой и принадлежала Гладышево и упоминается в 1693 г. Записано от крестьянина д. Кондряева Судогодского уезда Алексея Андреева Саватеева, около 70 лет, 15 сентября 1990 г.
Глебовка
Деревня Глебовка основана в 1861 г. переселенцами из с. Борисо-Глеб, с. Молотицы, Барановки на пустоши Глебовской. Первым поселился "Глеб", в честь которого и назвали д. Глебовка. Она находится в Муромского уезде Владимирской губернии, приход - с. Молотицы. Записано в Муроме от глебовского крестьянина 34 лет 1 сентября 1988 г.
Гонобилово
Село Конобилово (Гонобилово тож) название свое получило за то, что здесь упал с коня и убился до смерти князь Дмитрий Михайлович Воротынский. На месте гибели его и похоронили, а над могилой поставили церковь. Она впервые упоминается в 1627-9 г. В каменной церкви, стоящей на месте деревянной, находятся иконы: Неопалимой Купины и св. Димитрия Солунского, приложенные кн. Воротынским. Село находится в Судогодском уезде Владимирской губернии около села Мошок.
Горбатка
В 1552г. 12-13 июля Иван Грозный потел в поход на Казань. Путь его пролегал через современный Селивановский район Владимирской области. В XIX в. на пути его войска была в урочище Горбатка основана купцом Способиным горбатовская писче-бумажная фабрика с деревянной церковью, построенной не ранее 1897г. После революции она была разрушена. Находилась на месте универмага. При ней было кладбище. Ныне эта фабрика называется "Красная Горбатка". Станция при ней называется Селиваново. Церковный приход - с. Тучково. Никольская-на-Горбатке церковь была перевезена из погоста Ильинского; Казанская - с приделом Флора и Лавра. Время построения ее неизвестно, но не ранее 1738г. В 1853-1855г. была перестроена. Записано от крестьянки д. Андреевки Горбатовского района, ныне живущей на Горбатке, Евфимии Васильевны,72 лет, 9 мая 1971г.
Горицы
В 1552г. Иван Грозный пошел в поход на Казань. 20 июля он вышел из Мурома, захватив в собой несколько крестьянских семей из-под Выксы, злостных неплательщиков оброка, и поселил их на р. Теше, основав здесь деревню, названную за горькую долю крестьян, Горицы. Крестьян прозвали горюнами, Горицы упоминаются в 1629-ЗОг. Находится эта деревня в Навашинском уезде Нижегородской губернии. Приход - Николо-Горицкий.
Может быть горюны были мордвой, т.к. горицкие крестьяне "цокают", а окружающее население нет. Записано в Навашине от горицкого крестьянина 70-ти лет, живущего в Навашине, 7 июня 1975г.
Городищи
Сельцо Городищи Меленковского уезда Владимирской губернии, приход села Просениц, получило свое название по фамилии помещика Городецкого. Он упоминается в 1676 г. Улицы названы по фамилиям помещиков: Васина, Сергеева, Бычкова. Записано в Просеницах от городищенского крестьянина Александра, 47 лет, 22 апреля 1988 г.
Городок
В 1552г. Иван Грозный пошел в поход на Казань. Вечером 22 июля он подошел к селу Саконы Ардатовского уезда Нижегородской губернии, где остановился на ночлег на мысу, образованном рекой Тешей и ручьем, впадающим в нее. Было это в распутицу, некоторое время войско стояло на этом месте, пережидая, когда спадет вода. Мыс этот в честь этого события получил название Городок (Саканьское городище).
Гремячево
В 1552г. Иван Грозный пошел в поход на Казань. 20 июля он вышел из Мурома и 22-го его карета на одном из участков пути стала сильно греметь. В память этого село, возникшее впоследствии на этом месте или существовавшее, назвали Гремячево. Оно находится в Кулебакском уезде Нижегородской губернии. Записано в Муроме на льно-прядильной фабрике Суздальцевых (теперь Войкова 2) от мастерового, крестьянина д. Венец Ардатовского уезда Нижегородской губернии, Виктора Поздова, 23 лет, 16 июня 1978г.
Губино
Деревня Губино Меленковского уезда (ныне Селивановского) Владимирской губернии Георгиевского прихода в Коробищах получила свое название от речки "Губёнка", протекающей между деревней и Владимирским трактом. Упоминается в 1676/7 г. Записано в Муроме от губенского крестьянина, мастерового ПАТП, около 30 лет, 18 сентября 1997г.
Д
Девичьи горы
В 1552г. Иван Грозный пошел в поход на Казань. В ночь с 28 на 29 июля, во время стоянки войска, к царю прискакала на коне девушка-мордовка с известием, что жители ее деревни хотят убить его. Царь Иван наградил ее, но когда она вернулась, жители деревни ее убили. По другому варианту у Ивана Грозного была наложница, узнавшая о заговоре и спасшая царя. По третьему варианту в войске была боярышня, умершая на этом месте. Над могилой девушки по повелению царя воины шлемами насыпали гору, каждый воин бросил по одному шлему земли, а на вершине поставили церковь. В деревеньке, у подножья горы, оставили небольшой гарнизон, а деревню с тех пор назвали селом Девичьи горы. Оно находится в Большеболдинском уезде Нижегородской губернии,
Дедово
(С целью сохранения целостности статьи топонимические исследования даны в контексте исторических и генеалогических сведений, а также народных преданий.)
В незапамятные времена на месте села поселился дед. Вскоре здесь при жизни этого деда был основан Никольский мужской монастырь. Монахи в нем жили в землянках. Никольский собор был деревянным. В 1552г. Иван Грозный пошел в поход на Казань. 20 июля он вышел из Мурома и в тот же день, подойдя к монастырю, въехал в него, и вдруг кони его встали и никакие усилия не могли их заставить сдвинуться с места. Навстречу царю вышли седобородые старцы-монахи, "деды". Иван Грозный на месте остановки коней построил каменный Никольский собор, ныне он является приделом Спасской церкви. Село, основанное тремя крестьянскими семьями, переселенными из д. Ильинской или д. Корсакове, возникшее на месте монастыря, впоследствии назвали в честь встречи царя дедами - Дедово. В 1629г. монастыря уже не было, а было село с двумя церквами: Никольской, которую предание называет строением Ивана Грозного и Флоро-Лаврской, только что построенной, еще даже не освященной. Обе построены помещиками, братьями Кравковыми, Матвеем Осиповичем Мешковым Карманом-стольником, полковником московских стрельцов с братом ? Осиповичем Мешковым. В писцовых книгах Михаила Шишлова в1573-4г. упоминается "село Дедково, а в нем церковь Николы Чудотворна. Вотчина Василия Осиповича Кравкова". В 1624г. с. Дедово, д. Дедково, д. Шишкино пожалованы Кравковым, внукам В.О. Осипу Мешку и Григорию Севастьяновичам с племянниками, Иваном Карманом Мясным и Корнилом Карманом Ивановичамии (Фомичами) Мешковыми. В то время эти места населяли мордва и татары. В это время (конец XVII в.) при церкви был трудник Иван с женой Степанидой. Однажды они нашли подкинутую девочку-татарку и окрестили ее Настасьей. Когда Настя стала девицей, в нее влюбился молодой князь, приезжавший на богомолье. Они полюбили друг друга и у Насти родилась дочь Прасковья. Из церкви шел подземный ход в Русаковский монастырь и будущий Красный остров. Однажды князь пошел этим ходом в Русаки, а Настя с Парашей лесом. Пришли они к месту, где стоял монастырь, видят, а вместо него образовалось провальное озеро. Вскоре пришли татары и замуровали Настю в подземном ходе, с тех пор слышен у озера ее плач. Параню за красоту прозвали Белой Параней. Когда она расчесывала волосы, то они у не были до полу. В память Насти и сына отец-князь поставил на церкви в Дедове крест (сыну), под ним полумесяц (Настасье). От Белой Парани пошли Митины. При церквях были священник и пономарь. Пашни церковной "добрые земли" по 20 четвертей (около 11 га) в поле. Впоследствии, те же братья Кравковы построили каменную Спасскую церковь, пристроив ее к Никольской. Глину для кирпичей брали на Селищах, Крутых ямах (6 глубоких ям за старой Коробковской околицей ), а также за селом, с севера. Здесь же был кирпичный завод. Иконостас устроен в 1797г., иконостас в приделе - в 1828г. Колокольня пристроена в XIX в., не позднее 1880г. (может быть в 1847г.). Под куполом ее, на четверике, с восточной стороны, процарапана странная надпись; "Мастер Григорисонов (или Григорьянов) А.С. 1047 (или 1093) г......". Или на северозападной стороне купола, на кровельном листе железа: "Григорьевъ 1081 (или 1681,1687,1691,1697). Надпись обнаружена около 1955-1956г. Из колокольни есть ход в подвал, где спрятаны сокровища, а из подвала идет подземный ход на Красный остров, на озере Большое Свято. В 1969г. копали землю юго-восточнее алтаря церкви и наткнулись на его кирпичный свод. В 1863г. в теплой церкви упоминается второй придел. На колокольню Матвей Осипович Мешков Карман приложил "Дедовский колокол". Впоследствии, когда - неизвестно, он был перевезен в Муром и повешен на Соборной колокольне. В 1933г. вместе с другими соборными колоколами был сброшен и перелит. В местном ряду иконостаса холодного храма, на правом клиросе находится чудотворная икона Николы. На обороте ее надпись, рассказывающая об ее истории: "Лета 7070(1562) декабря..., а вновь новлена сия икона святителя и чудотворца Николая 164(1656)года при державе великого Государя царя Алексия Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержавна. Обложена сия чудотворная икона в 187(1679) году марта 4 числа рабом Божиим Матфием Осиновым Кровковым в смертную убаву и на память родителей моих и моей грешной души". Потом была сделана новая риза. В январе-феврале 1981г. икона Николая Чудотворца была похищена святотатцами. После постройки церкви братья Кравковы переселили большую часть дедовских крестьян в Малороссию, где купили земли. После этого в Дедове осталось 8 человек. Местная поговорка гласит: "Белая Параня, Церная Параня, Шекун, Павел, Муравей, Анашка, поп, да я". Поговорка эта пошла от предка Яшиных, происходящих от красавицы Черной Парани, который фигурирует в ней, как "я". Белая Параня и Черная Параня ( Белая Параскева и Черная Параскева) жили на северном порядке, что напротив магазина. Шекун (или Шехон) жил на месте 3-й избы, на запад от Парань. Павел жил в восточной части села, восточнее северного пруда, на месте порядка. Муравей жил на месте 3-й избы, на север от алтаря церкви. Анашка (Анастасия? Анастасий?) жила (жил) на месте 1-й избы западного порядка, на север от новой Коробковской околицы. Поп (священник) жил на месте 2-1 избы , на юг от алтаря церкви. От них пошли фамилии дедовских крестьян: Кондратьевы, Митины, Яшины, Русаковы, Саксоновы. Кто-то тогда предсказал, что Дедово после этого так и останется маленьким селом. В 1676г. о Дедове сказано: "Церковь Спаса Нерукотворного в селе Дедове. У той церкви двор поповский, а в нем живет вдовая попадья, а с нею живет зять во дворе. Да в приходе двор помещика Матвея Кровкова, да крестьянских 11 дворов. Да по сказке того ж села дьячка Ивашки , церковной, из боярской дачи, три четверти в поле (1,64 га), в дву потому ж сенных покосов на 100 копен. По окладу данных денег рубль двадцать пять алтын четыре деньги". В 1678г. в Дедове было 15 изб. В первой половине XIX в. Дедово принадлежало Есиповым. Есиповы - 5 родов с XVII в., остальные позднейшего происхождения. В конце XVIII в. Киселева, владевшая с. Спас-Седчино, вышла замуж за Есипова и в 1836г. построила в деревне церковь. Спас-Седчино принадлежало Есиповым до 1917г. Дом находится рядом (южнее) церкви. В первой половине XIX в. им принадлежали Спас-Седчино, Дедово, Коробково, д. Кондраково, д. Бабурино. Владимир Есипов был женат на Левшиной(?). У них было три дочери и сын. Мария Владимировна Есипова умерла в 60-е годы XX в.
Лидия Владимировна умерла в конце 70-х годов XX в.
Доросида Владимировна была первым браком за Борисом Гиберштреем (Ольдерогге). Ему принадлежал дом на северо-западном углу ул. Московской и ул. Свердлова, купленный у построившего его купца Зворыкина, англомана. Второй ее муж - приехавший из Козельска - Алексей Демин. Приехал он в 1915г. От первого брака у нее была дочь, от второго два сына. Дом их, деревянный одноэтажный, находился до 1963г. на месте северной половины дома № 2 по ул. Свердлова.
Анна Дмитриевна Есипова . У нее был сын, а у него сын и дочь Валентина (середина 30-х годов XX в.). Сын Владимира Есипова - полковник Красной армии. У него есть сыновья и дочери. Все живут на Урале.
У Есиповых был деревянный дом на углу улиц Артема и Коммунистической, рядом с зубной поликлиникой.
Во второй половине XIX в. Дедово принадлежало двум дворянским семьям:
Тагайчиновым и Карповым. В России несколько родов Карповых:
1) от смоленских князей. Род внесен в VI часть "Родословных книг Симбирской губернии". Герб внесен в V часть "Общего гербовника";
2) от польского шляхтича Лукьяна Андреевича Крепки, взятого в плен в 1514г. в Москву. Род внесен в VI часть "Родословных книг Тульской губернии";
3) остальные роды позднейшего происхождения.
Константин Константинович, Екатерина Константиновна, Елизавета Константиновна. Тагайчинова Александра Ивановна в конце 1880-х годов вышла замуж за художника Александра Ивановича Морозова. В Дедове им по семейному преданию написаны картины:
"Летний день", 1878г., Александровский Русский музей. Повторение написано по просьбе Третьякова.
"Поле зеленой ржи", около 1880г., изображающая село Дедово со стороны имения и дедовского крестьянина Ивана Аньева Русакова. Находится в Александровском Русском музее в Санкт-Петербурге.
"Хозяйкины заботы", 1898г. Изображена сцена из жизни семьи художника в Дедове. В Третьяковской галерее.
" После пожара", 1887г. Реальный факт - пожар в соседней деревне.
"Хуторок", 1891г.
У Александра Ивановича и Александры Ивановны было трое детей. 28 ноября 1904г. в Санкт-Петербурге Александр Иванович скончался.
Мать Александры Ивановны, Мария Ивановна, устроила в своем имении мирскую женскую общину. "Сестры" в имении вырыли пруд, за что получили от крестьян прозвище "мокры", а пруд стали называть Монашкиным прудом. Если отсчитать по дороге от пруда к лесу 45 метров и, повернув направо, пройти 22,5 метров, то будет святой колодец "Полевой колодец" с чудотворной водой.
В 1917г. общину разогнали, а дома развезли по разным деревням. Перед уходом Тагайчинова где-то здесь зарыла клад. Имение находилось в одной версте от села по Мартюшихинской дороге. От него сохранился только пруд. Дом был на его восточном берегу. Карповы, петербургские дворяне, 3 сестры и брат, купили Дедово во второй половине XIX в. Крестьяне их прозвали "московски". В имении у них была чудотворная икона Тихвинской Божией Матери, привезенная им из Петербурга. Умерли Карповы вскоре после 1917г. и похоронены: сестры у алтаря, брат на кладбище, на поле. Икону оставили прислуге Пелагее Затеевой, которая жила в имении, в барском доме. Имение находилось на восточной окраине села, на задах (восточнее) 2-й избы с краю, по Скопинской дороге (с южной стороны дороги). Теперь на месте дома проходит забор. В 1939г. Затеева умерла и чудотворную икону перенесли в дедовскую церковь. Она находится на левой стороне восточной стены третьего с запада прохода из теплой церкви в придел. Барский дом тогда же перевезли на дедовский скотный двор и устроили в нем клуб. Около 1960г. построили новый клуб, а в барском доме сделали сторожку. В 1970г. дом разобрали, а на его месте построили каменную сторожку. В 1875г. в Дедове была построена церковно-приходская школа. В 1896г. в ней было 17 учеников. Школа находилась севернее церкви. В 1896г. было церковной пахотной земли 30 десятин 700 саженей (34га), 1/3 под оврагом и леском, сенокосной - 2000 саженей (91ар), половина - неудобна. В 1897г. в Дедове было 11 изб. В селе 30-х годов XX в. было два кладбища, одно у церкви, с юга ( в 30-х годах его закрыли), другое, существующее ныне, севернее села. В 30-х годах церковь ненадолго закрыли, а ажурную кованую решетку с кладбища у церкви и вокруг церкви перевезли в д. Коробково и оградили школу. В это же время были разрушены деревянные часовни-столбики, бывшие на Корниловской, Горицкой и Коробковской околицах. Коробковская околица была севернее нынешней, в тупичке между северным и западным порядками.
До 1917г. южнее церкви было Церковное поле, принадлежащее церкви. Северо-восточнее алтаря во втором доме жил дьякон. Севернее церкви была школа, рядом - дом священника. Юго-западнее церкви было два дома священников. Село делится на четыре части: Гора, Под горой, Церковное поле, улица дачников. Гора - западный порядок и часть северного порядка, западнее ларька. Под горой - остальная часть села, кроме улицы дачников и Церковного поля. На Церковном поле построили порядок после 1917г. Улица дачников или Пролетарка - крайний юго-восточный порядок, восточнее Малышевской дороги. На ней жили муромские дачники, т.е. пролетарии. Первые дачи на ней были построены в 1970г. В 1973-5 г. дачи были отобраны в колхоз и разрушены.
На задах села находятся бани, а около них Банный пруд и Банный колодец на западном берегу пруда.
Окрестные крестьяне считают всех дедовских баб колдуньями, но это клевета, колдуний на селе не больше, чем в других селах и деревнях.
В Дедовский приход входят с. Дедово, д. Коробково (в старину Кровково), д. Малышево ( в старину Малышева), д. Ильинская.
За северной околицей на север от села идет Корниловская дорога, по обеим сторонам се простирается Кладбищенское поле. В середине левой его части, у дороги, находится кладбище, далее за леском простирается Гладковское поле.
За Гладковским полем, опять же за леском с протекающей речкой, лежит Ильинское поле или Ильино поле, близ его Маманино поле.
Вправо от северной околицы идет Мартюшихинская дорога, по обеим сторонам ее находится Мокрое или Мартюшевское поле.
За Монашкиным прудом, чуть-чуть не доходя до поворота дороги, в 37,5 метрах на юг от дороги до 1917г. была дача муромских купцов Каратыгиных, а ныне остался Каратыгинский пруд в начале леса, вл… Продолжение »